Организация туров в Камбодже Москва: +7 (495) 2367725; Камбоджа: +855 93203460
tcambodia@mail.ru
Поиск по сайту

храм Ангкор Ват (Angkor Wat)

Ангкор Ват Ангкор-Ват был внесен в Список чудес света

Ангкор-Ват не имеет себе равных по красоте и степени сохранности. Его величие и великолепие превосходят величие Фараонов, производимое им впечатление сильнее, чем впечатление от Пирамид, а художественная выразительность сравнится разве что с Тадж-Махалом. Ангкор Ват располагается в 6 км (4 мили) к северу от Сиемреапа, к югу от Ангкор-Тхома. Вход в Ангкор-Ват и выход из него осуществляется только через западные ворота.

"Можно найти множество фотографий и видеофайлов об Ангкор Вате, но наверное лучшее из всего виртуального это панорама Ангкор Вата, сделанная airpano.ru"

Ангкор-Ват был построен в первой половине 12 века в период правления короля Сурьявармана II в честь индуистского бога Вишну. Строительство храма длилось около 30 лет.

История Ангкор-Вата

Ангкор ВатАнгкор Ват

Ангкор-Ват является самым крупным и хорошо сохранившимся объектом Ангкорской группы. Совершенство его структуры, баланса, пропорций, рельефа и скульптур делают его одним из величайших архитектурных памятников в мире.

"Ват" в переводе с кхмерского означает "храм". Вероятно, это слово было добавлено к слову "Ангкор", когда в 16 веке его заняли последователи Тхеравады. После 1432 года, когда столицей королевства стал город Пномпень, за Ангкор-Ват стали отвечать буддистские монахи.

Ангкор-Ват был построен для захоронения в нем короля Сурьявармана II.Проводя параллель между заходящим солнцем и смертью, храм обращен на запад. Также в пользу этой теории говорят барельефы, расположенные слева направо в соответствии с индуистским погребальным ритуалом.

Архитектурный план Ангор-Вата

Ангкор ВатАнгкор Ват

Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса. Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом, к которому ведет длинная мощеная дорога.

Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.

Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен - четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.

Символизм

Ангкор ВатАнгкор Ват

Ангкор Ват это миниатюрная каменная копия вселенной и представляет собой земную модель космического устройства. Центральная башня возвышается в центре храма, символизируя мифическую гору Меру, находящуюся в центре вселенной. Пять башен соответствую пикам горы Меру. Внешняя стена символизирует горы на краю света, а ров, окружающий храмовый комплекс, - океаны.

Расположение Ангор-Вата

Несмотря на то, что Анкгор-Ват является наиболее фотографируемым кхмерским архитектурным памятником, фотографии не могут передать всего его величия. Об этом писал еще 100 лет назад Франк Винсент: "Вид этого чуда производит неизгладимое впечатление: красота, романтика, величие - все это нужно понимать и ценить. На этот храм невозможно взглянуть без трепета, без чувства, будто ты взмыл в небеса. Это, наверное, самое впечатляющее строение в мире".

Ангкор ВатАнгкор Ват

Ангкор-Ват занимает территорию прямоугольной формы площадью в 208 гектар (500 акров). Территория храмового комплекса огорожена латеритовой стеной. Комплекс окружен рвом, который можно пересечь по длинной мощеной дороге из песчаника (длина - 250 м (820 футов), ширина - 12 м (39 футов)). Дорога служит главным проходом в комплекс. Ширина рва составляет 200 м (656 футов), периметр рва - 5,5 км (3,4 мили).

Западный вход начинается с лестницы, ведущей на террасу из песчаника в форме креста у основания длинной мощеной дороги. По обеим сторонам террасы сидят, охраняя храм, огромные каменные львы. Впереди можно увидеть конец мощеной дороги и ворота с тремя башнями различной высоты. Эти башни у входа частично закрывают вид на пять башен в центральной области храма. Длинный проход с квадратными колоннами и изогнутой крышей простирается вдоль рва слева направо от расположенной у входа башни. Это великолепный фасад Ангкор-Вата и образец классической кхмерской архитектуры.

Почти 70 лет назад, побывав на террасе Ангкор-Вата, Хелен Черчилль Канди написала: "Любой архитектор пришел бы в восторг от гармоничности фасада - непрерывный ряд колонн, ведущий от дальних углов к центральному входу, где располагаются три башни с разрушенными верхушками". Первоначально фасад представлял собой другой ряд колонн с крышей. Об этом свидетельствуют круглые отверстия в колоннах.

"Перед тем, как идти по мощеной дороге, поверните направо, спуститесь на пару ступеней террасы и пройдите пару метров по дорожке. Так вы сможете насладиться видом всех пяти башен Ангкор-Вата. Вернитесь в центр террасы и пройдите по главной мощеной дороге по направлению к главной части храма. Левая сторона мощеной дороги изготовлена из более древнего песчаника, чем правая сторона, которая была отреставрирована французами."

Ангкор Ват внутриАнгкор Ват внутри

В 20-х годах XX века, когда Кейзи шагал по этой мощеной дороге, он заметил одну особенность ее строения. Плиты, из которых она состояла, были неправильной формы, что означало, что они должны были быть обработаны долотом, чтобы подходить друг к другу. При полуденном освещении дорога кажется длинной полоской муара. С левой стороны дороги, чуть не доходя до ее середины, находятся две ступни из песчаника. Они принадлежат одной из статуй, которая располагается у входа в Ангкор-Тхом, и были привезены в Ангкор-Ват в этом веке, когда мощеная дорога ремонтировалась.

Верхние части трех секций этой башни - одна в центре и две по бокам - обвалились. Подходы по обеим концам галереи, возможно, служили проходом для слонов, лошадей и повозок, поскольку они размещаются на самом нижнем уровне.

Ангкор ВатАнгкор Ват

Когда в 1920 году Хелен Черчилль Канди увидела эти проходы, она отметила, что идея создания строения, предусматривающего проходы для слонов, была очень необычной. Статуя стоящего Вишну (с восемью руками) находится справа от башни у входа. Слева, на потолке башни видны следы первоначального цвета. Продолжайте идти на запад вдоль второй дорожки (длина 350 м (1148 футов), ширина 9 м (30 футов)).

По обеим сторонам расположена низкая балюстрада, напоминающая тело змеи. Балюстраду поддерживают небольшие колонны. Если посмотреть на запад, то можно увидеть знаменитую панораму Ангкор-Вата, изображенную на Камбоджийском флаге. Стоя в этой точке, хочется сфотографировать пять чудесных куполов - друзей неба, сестер облаков ?и понять, находишься ли ты в реальном мире или в выдуманной фантазии. Шесть пар торжественных лестниц с платформами по обеим сторонам дороги ведут во внутренний двор.

Лестницу обрамляет продолжающаяся балюстрада в виде змеи. Такую структуру иногда называют посадочной платформой. В конце балюстрады змея под прямым углом устремляется к небу и грациозно расправляет свои девять голов в форме веера. Во внутреннем дворе, прямо за серединой мощеной дороги, находятся два здания, в которых расположена библиотека. Эти "драгоценные шкатулки кхмерского искусства" имеют идеальную форму.

Большая центральная область, колонны и ступени расположены в форме креста. Для прочности некоторые колонны были заменены на цементные. Первоначальная колонна располагается перед левым зданием библиотеки. Перед зданиями библиотеки находятся два водоема (длина - 65 м (213 футов), ширина - 50 м(164 фута)). Водоем слева заполнен водой, а второй обычно пуст.

"Пройдя библиотеку, но не доходя до водоемов, поверните налево и пройдите по дороже около 40 м (131 фут) до большого дерева. С этой точки открывается отличный вид на пять башен Ангкор-Вата, особенно на закате. Дорожка ведет к крестообразной террасе, известной как "Терраса ужаса". Эта терраса располагается прямо перед главной башней у входа в Ангкор-Ват. "

Ангкор Ват внутриАнгкор Ват внутри

Терраса характеризуется поддерживающими колоннами и вырезанными рисунками у ее основания. С трех сторон террасы располагаются лестницы, по обеим сторонам которых сидят львы. Здесь проводились ритуальные танцы. Возможно, что именно с этой точки король наблюдал за процессиями и принимал иностранных гостей. В 20-х годах Кейзи отмечал: "Невозможно не почувствовать, что лишь несколько часов назад в этом месте пульсировала жизнь. Над алтарями горели факелы. Священники шептали ритуальные молитвы. По лестницам порхали танцующие девушки…Это было лишь час или два назад, не более…".

С террасы открывается прекрасный вид на галерею первого уровня, которая называется "Галерея барельефов" (215 x 187м (705x614 футов)). Внешняя сторона, которая ближе к посетителям, представляет собой ряд из 60 колонн. Внутренняя сторона представляет собой непрерывную стену, украшенную барельефами.

"В этой точке вы можете или продолжить движение прямо к центральным башням, или повернуть направо, чтобы посмотреть Галерею барельефов. Крестообразные галереи представляют собой связующее звено между первым и вторым уровнями. Этот уникальный архитектурный дизайн состоит из двух крытых галерей с квадратными колоннами в виде креста. Внутренний двор разделен на четыре равные части и декорирован водоемами и лестницами. Несколько декоративных элементов в этих галереях - это окна с балюстрадами, розетки на сводах, бордюр из апсар под карнизами и аскеты у основания колонн. "
"Некоторые колонны в галереях этого внутреннего двора имеют надписи на кхмерском языке и санскрите. По обеим сторонам двора расположены две библиотеки, которые по размеру уступают библиотекам около входа в комплекс. В правой библиотеке - Галерее 1000 Будд - когда-то хранилось множество изображений, относящихся к периоду упадка Ангкор-Вата. До наших дней дошло лишь несколько таких изображений. Левая библиотека - Зал Эхо - получила такое название благодаря своей необычной акустике."
"Чтобы услышать эхо, нужно пройти в конец галереи, встать в левый угол спиной к стене, ударить себя по грудной клетке и внимательно прислушаться. Если вы хотите побывать в библиотеке, пройдите в дверь в конце галереи. С этой библиотеки открывает хороший вид на верхний уровень Ангкор-Вата."
"Вернитесь в центр крестообразных галерей и продолжите движение к центральным башням. Вам предстоит подниматься по лестнице. Внешняя стена галереи второго уровня - та, что ближе к посетителям (100 x 115 м, 328 x 377 футов) - сплошная и недекорированная. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать подходящую обстановку для медитаций священников и короля."

Строгость внешней стены галереи второго уровня компенсируется ее внутренним убранством. Стены галереи украшены более 1500 апсарами (небесные танцовщицы). Эти красивые грациозные создания приводят посетителей в восторг.

Ангкор Ват, апсарыАнгкор Ват, апсары

Когда впервые входишь во двор, то такое множество танцующих женских фигур может показаться однообразным. Но если подойти ближе и присмотреться, то видно, что все они разные и отличаются прическами, одеянием и украшениями. Эти эфирные обитательницы небес изображены в Ангкор-Вате по две или три.

В 17 веке камбоджийский поэт Панг писал об апсарах: "Миллионы грациозных существ наполняют тебя такими эмоциями, что твои глаза не устают, душа обновляется, а сердце насыщается! Они не были вырезаны руками человека! Они были созданы богами - живые, прекрасные женщины!". На третий уровень Ангкор-Вата допускались лишь высшие священники и король. На третьем уровне нет крытых галерей, как на двух других, но этот уровень является основой для пяти центральных башен, на одной из которых расположен самое священное изображение храма.

Высота квадратной основы (длина - 60 м) верхнего уровня составляет 13 м и возвышается над вторым уровнем на 40 м. В центре каждой стороны расположены двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая. По углам имеются еще две лестницы с углом наклона в 70°, обеспечивающих доступ на этот уровень.

АпсараАпсара

Третий уровень представляет собой пространство в форме креста и характеризуется крытыми галереями и четырьмя мощеными дворами. На верху каждой лестницы расположены башня и колонны. Башня у входа соединяется с центральной структурой при помощи коридоров, которые с двух сторон поддерживаются двойными рядами колонн. В углах верхнего уровня расположены четыре башни. Ступени одновременно и соединяют, и разделяют различные части структуры. Верхний уровень опоясывается узкой крытой галереей с двойным рядом колонн, а на внешней стороны расположены окна и балюстрады. Центральное святилище возвышается над верхним уровнем на 42 м. Высота самой большой из пяти башен равна высоте собор Нотр-Дам в Париже. В центральном святилище хранится священное изображение храма. Первоначально там было четыре прохода, обращенные на четыре стороны света, однако они были закрыты через некоторое время после разграбления Анкгор-Вата в середине 15 века. Почти 500 лет спустя французские археологи обнаружили вертикальное углубление в центре верхнего уровня на глубине 27 м, в котором находилось множество изделий из золота. С верхней точки храма наконец-то можно увидеть весь архитектурный план Ангкор-Вата. Открывается вид потрясающей красоты, подтверждающий гениальную способностью кхмерской архитектуры к созданию гармоничных пропорций.

"Пройдитесь по всему периметру внешней галереи верхнего уровня, чтобы насладиться видом окружающей вас местности, мощеной дороги на западе и центральной группы башен. Галерея не настолько высока, чтобы предоставить полноценный вид окружающей местности. Но все же вы сможете увидеть достаточно, чтобы осознать, какая смелость потребовалась архитекторам, чтобы воздвигнуть этот храмовый комплекс. Вам будет видна северно-западная часть рва до высящейся вершины в виде лотоса, принадлежащей центральному святилищу. С этой точки Ангкор-Ват кажется таким необъятным, что трудно осознать, что такое грандиозное строение было воздвигнуто людьми."

Галерея барельефов

Барельеф в Ангкор ВатеБарельеф в Ангкор Вате

"Они привлекают внимание своей красотой и удерживают его своей необычностью", - писала Хелен Черчилль Канди в барельефах в 1920 году. Галерея барельефов, опоясывающая первый уровень Ангкор-Вата, представляет собой 1200 м 2 изображений, вырезанных из песчаника. Барельефы покрывают большую часть внутренней стены со всех четырех стороны галерей. Их высота составляет 2 м.

Детали, качество композиции и исполнения дают им право относиться к величайшим образцам мирового искусства. Колонны, расположенные вдоль внешней стены галереи, создают на рельефе интересную игру света и тени. В результате получается эффект текстурных обоев, которые похожи скорее на работу художников, нежели скульпторов. Барельефы отличаются невероятно богатым убранством - творение, обладающее мощью, спокойствием, воображением и силой фантазии, и производящее впечатление "высочайшего достоинства", как писал один посетитель 50 лет назад.

Барельефы разделяются на 8 частей - по две на каждой стене квадратной галереи. Каждая часть отражает определенную тему. Более того, по углам восточной Галереи имеются два павильона, в которых также изображены различные темы.

Ангкор ВатАнгкор Ват

Панели с барельефами расположены горизонтально и обычно состоят из двух или трех частей. В некоторых местах края панелей тоже декорированы. Темы для барельефов брались их двух основных источников - индийский эпос и священные книги и военные предметы Ангкорского периода. Некоторые ученые предполагают, что расположение барельефа зависело от темы, отраженной в нем. Например, барельефы на восточной и западной стенах изображают темы, связанные с восходом и закатом солнца. Слово "ба" означает "низкий" или "мелкий" и означает степень проекции рельефа. Метод создания рельефов в Ангкор-Вате заключался в том, что мастера вырезали фон, оставляя таким образом само изображение в рельефе. Поверхность некоторых рельефов кажется отполированной.

Это можно объяснить двумя теориями. Наличие и расположение отполированных участков в важных частях рельефа дает основание предположить, что это дело рук посетителей, которые постоянно прикасались к поверхности. На некоторых рельефах также видны следы позолоты и краски, в частности - черной и красной. Это, возможно, остатки грунтовки или закрепляющего вещества. На некоторые барельефах изображены самые обычные предметы и явления. Река изображена в виде двух параллельных вертикальных линий, между которым плавает рыба. Как и в египетском искусстве, ранг человека определяется размером его изображения: чем выше ранг, тем больше размер. В сценах сражений сломанная рукоятка на зонтике вождя означает поражение. Временная отдаленность сцены определяется по количеству планок, размещенных одна над другой: чем выше такая "стена", тем древнее изображенное событие. Фигуры с разведенными ногами и согнутыми коленями означает пребывание в полете.

Посещение Галереи барельефов

Те, кто захочет подольше остаться в этой замечательной Галерее барельефов, обязательно откроют для себя что-то новое, ведь Ангкор-Ват предлагает посетителям множество приятных сюрпризов.

"Помните, что барельефы Ангкор-Вата следует смотреть слева направо. Зайдите с западного входа, заверните направо и войдите в галерею, а потом продолжайте движение против часовой стрелки. Если вы начнете осмотр с другой точки галереи, то следите за тем, чтобы храм оставался по левую сторону от вас. Если ваше время в Анкгор-Вате ограничено, мы советуем вам посмотреть следующие барельефы."

Западная галерея - битва на курукшетре

Западная галерея - битва на курукшетреЗападная галерея - битва на курукшетре

Эта сцена является главной темой, описанной в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В сцене изображена последняя битва в Курукшетре - одной из индийский провинций - между двоюродными братьями, которые враждовали между собой. Армии Кауравов и Пандавов приближаются друг к другу, направляясь к центру панели. Принадлежность воинов к тому или иному клану можно определить по их головным уборам. Сцена начинается с того, что в битву вступает пехота, а музыканты в это время играют ритмичную мелодию. Этот барельеф изображает рукопашный бой, в котором погибло множество воинов.

Старшие офицеры и генералы, изображенные в большом масштабе, наблюдают за ходом битвы из колесниц или восседая на слонах и лошадях. Напряжение сцены постепенно возрастает и достигает кульминации в рукопашном бою. Бисма (изображенный в начале панели), один из героев "Махабхарата" и предводитель кауравов, был поражен стрелой и теперь умирает, окруженный своими верными воинами. Арджуна (человек со щитом, на котором изображено лицо демона раху) пускает стрелу в своего единокровного брата Карну и убивает его. После смерти Кришна (с четырьмя руками) становится возничим на колеснице Арджуны.

"В настоящее время готовятся к публикации фотографии галерей."

Угловой павильон (юго-запад)

Зайдите в павильон и осмотрите сцены, изображенные перед вами. Затем продолжите движение по павильону по часовой стрелке. Барельеф в этом павильоне изображает сцены из древнеиндийского эпоса "Рамаяна".

Восток

А - Слева, Праздник воды; два корабля с апсарами, игроки в шахматы (верхний корабль)
В - Центр, над дверью: Бог принимает дары

Юг

С - Слева, сверху вниз. Битва между Вали и королем обезьян Сугрива; Рама пронзает Вали стрелой, Вали умирает на руках своей жены (трехконечный головной убор); обезьяны оплакивают его смерть
D - Центр, над дверью: убийство демона; Кришна гасит огонь
E - Слева: Шива сидит со своей женой Паравати на горе Кайлас
F - Центр, над дверью: Кришна вырывает деревья при помощи камня
G - Справа: Равана в обличье хамелеона является во дворце Индры

Север

H - Левая сторона: Взбивание Молочного моря
I - Центральная часть, над дверью: Рама убивает Марику, который в обличье золотого оленя помогал похитить Ситу
J - Правая сторона: Кришна поднимает холм Говардхана, чтобы пастухи и овцы могли укрыться под ним от шторма, посланного разгневанным Индрой.

Южная (историческая) галерея - армия короля Сурьявармана II

В этой галерее изображена великолепная триумфальная процессия воинов, возвращающихся после битвы между кхмерами и их врагами. На рельефе изображены использовавшиеся боевые методы, преимущественно рукопашный бой, поскольку в те времена люди еще ничего не знали о технике и огнестрельном оружии.

На заднем фоне невероятно правдоподобно и натуралистично изображены деревья и животные. В качестве центральной фигуры этой галереи выступает император Сурьяварман II, по приказу которого был построен храмовый комплекс Ангкор-Ват. Сурьяварман II изображен в галерее дважды. Он подписан своим посмертным именем, что дает основание предполагать, что надпись была нанесена уже после его смерти. В треугольных отверстиях, беспорядочно вырезанных в галерее, могли находиться ценные предметы, хранившиеся в Ангкор-Вате. На верхнем ярусе император, на теле которого видна позолота, проводит собрание на вершины горы, окруженной лесом.

Вся армия собирается вместе для проведения осмотра, и командиры, восседающие на слонах, объединяют свои войска, которые начинают маршировать навстречу врагу. Ранг командира можно определить по надписи около его изображения. Император Сурьяварман II сидит верхом на слоне (головной убор конической формы, меч через плечо). Его окружают слуги, держащие 15 зонтиков. Вишну восседает на Гаруде, которая сидит на флагштоке неподалеку от слона короля. В оживленной и шумной процессии Священного огня участвуют знаменосцы, музыканты и шуты. Брахманы поют под аккомпанемент цимбал. В паланкинах несут королевские жертвоприношения.

Ближе к концу панели: к процессии присоединяются войска тайских воинов (в гофрированных юбках с цветочным рисунком; волосы заплетены в косы; головные уборы с перьями; короткие усы), возглавляемые командиром верхом на слоне. Вероятно, тайские войска были наемниками из провинции Лоуво (нынешняя провинция Лопбури), укрепившими кхмерскую армию. На кхмерских воинах шлемы, украшенные рогами различных животных (оленей, лошадей). На некоторых щитах изображены чудовища.

Суд ямы. Небеса и ад.

На трех ярусах изображен проводимый Ямой суд над человечеством, а на других двух ярусах - небеса и ад. Судя по надписям, тут изображено 37 небес, где можно бродить по прекрасным дворцам, и 32 ада со сценами наказания и страдания. Небеса и ад отделены друг от друга портьерами и апсарами. В низу нижнего яруса изображен ряд Гаруд. Крыша галереи была разрушена молнией в 1947 году, но затем потолок был восстановлен усилиями французов. На всадниках, изображенных в начале панели, видны следы позолоты. Нижняя часть панели была серьезно повреждена, и трещины были замазаны цементом.

Нижний ярус: Верховный судья Яма (многорукий, имеет посох и ездит верхом на буйволе) указывает своим помощникам на верхнюю дорогу, представляющую Небеса, и нижнюю дорогу, представляющую Ад. Духи умерших людей ожидают его приговора. Помощники Ямы толкают злодеев в дверцу, ведущую в Ад, где они несут различные наказания. Например, тех людей, которые при жизни постоянно передали, распиливают пополам, а у преступников переламывают кости. На одних наказуемых надеты железные кандалы, в головы других воткнуты гвозди. Верхний ярус: Гаруды и апсары поддерживают небесный дворец, парящий в воздухе.

Восточная галерея - Взбивание молочного моря

Это наиболее известный барельеф Ангкор-Вата, основывающийся на древнеиндийском эпосе "Бхагавата-пурана". В этой сцене ангелы и демоны взбивают Молочное море, чтобы получить амриту - эликсир жизни. Они хотят вернуть потерянные сокровища - источник бессмертия, богиню богатства Лакшми, молоко белого слона Индры и нимфу красоты. Эти объекты символизируют благополучие и процветание. Это событие происходит во время второго пришествия Вишну, когда он вернулся в образе черепахи.

Сцена занимает три яруса. В нижнем ярусе представлены различные морские животные - как настоящие, так и мифические. Нижний ярус окаймляет змея. С одной стороны среднего яруса изображен ряд из 92 демонов (круглые выпученные глаза, шлемы с гребнями), а с другой стороны - ряд из 88 богов (миндалевидные глаза, головные уборы конической формы). Демоны и боги взбивают море телом змея Васуки. Им помогает Хануман - бог обезьян. Вишну в обличье черепахи держит на своем панцире гору Мандара, вокруг которой и происходит взбивание. Вишну находится на дне Моря. Демоны держат змея за голову, а боги - за хвост. Ритмично вращая длинное тело змея, они взбалтывают им море.

Боги и демоны подчиняются трем богам (их изображения больше по размеру). Индра стоит над Вишну, а справа союзник богов Хануман щекочет змея Васуки. Верхний ярус: во время взбивания моря появляются различные женские духи. В этой сцене снова изображен Вишну, однако уже в образе человека. Он управляет взбиванием моря, которое, согласно легенде, длилось более тысячи лет.

Здесь изображены и другие существа - например, трехглавый слон Индры, апсары и богиня красоты Лакшми. На морских волнах виден смертельный яд, который изрыгнул змей Васуки. Опасаясь, что яд может погубить богов и демонов, Брахма просит Шиву выпить яд, который оставит незаживающий след в его горле. Шива повинуется, и в результате производит амриту. Демоны бросаются, чтобы перехватить элексир. Вишну спешит на помощь, приняв образ обворожительной красавицы Майи. Вишну удается спасти драгоценную жидкость.

Надпись

В середине Восточной галереи имеется интересная надпись, относящаяся к началу XVIII века - времени, когда Ангкор-Ват был буддистским монастырем. В надписи рассказано об управляющем одной из провинций, который построил небольшую гробницу, чтобы хранить там кости своей жены и детей. Гробница находится в плохом состоянии, однако она четко видна. Она расположена прямо перед надписью в галерее.

Победа Вишну над Демонами.

Барельефы в Восточной галерее и в южной части Северной галереи, должно быть, были завершены позже, в XV или XVI столетии. Об этом свидетельствуют некая скованность, церемонность в изображении фигур и невысокий уровень мастерства. Армия демонов направляется к центру панели. В центре изображен четырехрукий Вишну, сидящий на Гаруде.

Затем следует сцена битвы. Вишну поражает своих врагов, наступающих со всех сторон, отбрасывая от себя их тела. Предводители демонов (сидящие верхом на животных или едущие в колесницах, запряженных чудовищами) окружены воинами. К ним присоединяется другая группа воинов (с луками и стрелами) под предводительством своих вождей, которые едут на колесницах или сидят верхом на огромных павлинах.

Победа Кришну над королем демонов Баной

В начале панели Вишну в образе Кришны восседает на Гаруде. Агни, многорукий бог огня, сидит верхом на носороге позади Вишну. Эта сцена изображена несколько раз. Окружающая город стена пылает, что мешает Кришне и его армии богов проникнуть в город. Эта сцена с Кришну также повторяется на панели несколько раз. Гаруда тушит пожар водой из священной реки Ганг. Многорукий демон Бана (верхом на носороге) приближается к армии богов с другой стороны. Правая область панели: Кришна (1000 голов, руки скрещены на груди) становится на колени перед Шивой, который восседает на троне на горе Кайлас со своей женой Парвати и сыном Ганеса (с головой слона). Они просят Шиву помиловать Бану.

Битва между Богами и Демонами

21 бог Брахманского пантеона шагает в процессии, неся свои классически атрибуты и восседая на традиционных для них животных. Изображены сцены противостояния одного бога одному демону. На заднем плане изображена битва между армиями, выступающими на стороне богов и на стороне демонов. Бог богатства Кубера (с луком и стрелами) предстает верхом на яке, бог войны Сканда (многоголовый и многорукий) - на павлине, Индра ? на слоне, четырехрукий Вишну - на Гаруде. Бог смерти и правосудия (с мечом и щитом) Яма стоит в колеснице, запряженной лошадьми. Бог воды Вариан запряг и оседлал пятиглавого змея.

Угловой павильон (северо-запад)

Зайдя в павильон, двигайтесь против часовой стрелки. Несколько сцен в этом павильоне сохранились в хорошем состоянии.

Север

А - Справа: женская часть дворца.
В - Центр, над дверью: попытка похищения Ситы в лесу
С - Слева, изображение серьезно повреждено: сцена из "Рамаяны"
Сверху: ярус с обезьянами и погребальный костер

Запад

D - Справа: Рама в своей колеснице, запряженной гусями, возвращается с победой в город Айодхья
E -Центр, над дверью: Рама и Лакшмана окружены обезьянами
F - Слева: Беседа между Ситой и Хануманом в лесу; Хануман дает Сите кольцо Рамы.

Юг

G - Справа: Сидящий четырехрукий Вишну окружен апсарами
H - Центр, над дверью: Рама и Лакшмана сражаются с чудовищем (без головы, лицо на животе)
I - Слева: Рама побеждает в соревновании среди лучников; Рама и Сита сидят вместе.

Восток

J - Справа: Четырехрукий Вишну верхом на Гаруде; Кришна (верхом на Гаруде) возвращает обратно гору Манипарвата, которую он отнял у убитого им демона; его армия несет остатки демона.
K - Центр, над дверью: обсуждение союза
Слева: Рама и его брат Лакшмана
Справа: Король обезьян Сугрива
L - Слева: Вишну склоняется к змею

Внизу: Группа из девяти богов верхом на своих животных
(1) Сугрива в колеснице, запряженной лошадьми
(2) Кубера на яке
(3) Брахма на гусе
(4) Сканда на павлине
(5) Неизвестный бог на лошади
(6) Индра на трехглавом слоне
(7) Яма на буйволе
(8) Шива на быке
(9) Неизвестный бог на льве

Западная галерея - битва на ланке

Эта сцена из "Рамаяны" представляет собой долгую и жестокую битву между Рамой и королем демонов Раваной (10 голов и 20 рук), изображенную в центре галереи. Это один из самых впечатляющих барельефов Ангкор-Вата. Сражение, происходящее на Ланке (остров Шри-Ланка), заканчивается поражением Раваны, который похитил прекрасную жену Рамы Ситу. Центральными фигурами выступают обезьяны-воины, сражающиеся на стороне Рамы.

Жестокость войны сопоставляется с грациозностью и проворностью обезьян. Около центра: Рама стоит на плечах Сугривы под градом стрел; около Рамы стоят его брат Лакшмана и старый демон. Неподалеку король демонов Равана (10 голов и 20 рук) едет в колеснице, запряженной мифическими львами.

Между ними изображен Нала, опирающийся на головы двух львов. Нала это обезьяна, которая построила мост Рамы до Ланки. Нала швыряет через плечо тело побежденного им воина. Принц обезьян вытаскивает бивень слона из своего трехконечного головного убора и швыряет бивень и демона на землю.